Заметив запутавшегося в кустах маленького замызганного котенка, Петя просто не мог пройти мимо. Остальные котята разбежались, а этот один, видимо, не успел — его шерсть зацепилась за сухие ветки, и он беспомощно дёргался, не в силах освободиться.
— У твоей мамы, наверное, тоже времени нет? — присел на корточки Петя, обращаясь к котенку.
У кошечки была длинная, сбившаяся в колтуны шерсть, глаза окружали засохшие коричневые корочки, а на носу пристала капля грязи. Петя, как будто на интуитивном уровне, понял всё правильно.
Кошачья мама давно махнула лапой на длинношерстную дочку — слишком уж хлопотно её вылизывать, тем более, что другие котята у неё были с короткой шерстью.
Петя учился в первом классе и с самого начала проявлял самостоятельность. Мама всего месяц водила его в школу — первый, самый ответственный, а дальше он всё делал сам: завтракал, одевался, и выходил вовремя. Путь был недолгим — всего пятнадцать минут по широкой дорожке.
Казалось бы, всё просто, но почему-то учительница постоянно одергивала мальчика.
— Посмотрите на него, неряха! — с пренебрежением бросала она. — Как беспризорник!
Бывало, вызывала его к доске и говорила:
— Встань лицом к классу, Петя. Посмотрите, ребята, нельзя быть таким, как он!
А Петя лишь растерянно улыбался, не понимая, за что на него злятся. Да, рубашка сбилась при застёгивании — торопился, просто не успел поправить. Да, ботинок с утра не застегнулся, молния сломалась, он пытался зафиксировать её пластилином — не помогло. Другой обуви у него сейчас нет, и это, в общем-то, не его вина.
И всё это — причина публичного стыда.
Но одноклассники смотрели на ситуацию иначе. После физкультуры все были такие же мятие и взъерошенные — в раздевалке ведь нет взрослых. А Пете даже уважение высказывали — он один из всех ходил в школу сам.
Когда он увидел котёнка, мальчик почувствовал, что они чем-то похожи. Остальные убежали, а один застрял в кустах. Петя освободил его и, прижимая к груди, ласково спросил:
— А если ты ко мне пойдешь жить, твоя мама не будет против? У неё ведь и без тебя забот хватает.
Котенок, правда, не дал внятного ответа — только жалобно ёрзал в руках мальчика, явно пытаясь ускользнуть. Но Петя держал крепко.
— Это твой? — догнала его одноклассница Вика. Мама зашла в магазин, а она увидела Петю с котёнком.
— Ага, — кивнул он.
— Такой симпатичный! Наверное, девочка. Можно, я тебе помогу? У меня расческа старая завалялась, и у куклы есть тарелочка. Молока у мамы попрошу — она даст!
Петя согласно кивнул. Он знал: помощь — это всегда хорошо, особенно с таким делом.
Вика рванула домой с мыслью, что ещё пригодится для заботы о новом жильце. Мама её выслушала, но молока не дала — рассудила так:
— Вдруг у него аллергия или еще что? Возьми лучше сто рублей, купи специальный корм. И Пете передай привет, только долго не задерживайся.
Вскоре у Пети был корм, расческа и маленькая игрушечная миска. Правда, сам котенок спал — стресс наконец выдался в глубокий сон.
Дети сидели рядом, перешептываясь.
— А мама твоя не будет ругаться? — осторожно спросила Вика.
— Нет, — уверенно ответил Петя. — Она наоборот обрадуется. Ей тяжело, когда я один. А теперь нас уже двое.
— Жалко, мне нельзя котенка… — вздохнула девочка.
— Почему?
— У нас дома и так две собаки, три кота и папа. Все — мальчики, кроме нас с мамой. Больше места нет.
— Ну, ничего, — успокоил её Петя. — К нам в гости будешь приходить.
— Конечно! — обрадовалась Вика.
Петина мама, конечно, удивилась, но отнимать котенка не стала. Её растрогала та самая «неряха», которая за месяц превратилась в невероятно пушистую красавицу.
Теперь Пушинке не приходилось искать объедки по дворам — она ела, спала и часами приводила в порядок свою густую шубку. И никто бы уже не сказал, что она — неряшливая. А ведь всё, что нужно, — накормить, обогреть и не пройти мимо.
А что же школа? Поняла ли учительница свою ошибку? Нет. Но справедливость всё же восторжествовала — и за это спасибо Викиной маме. Она случайно пришла пораньше, дверь в класс была приоткрыта. И она увидела: Петя снова у доски, а учительница вещает:
— Так выглядят только плохие дети! Петя, ты вырастешь преступником. Посмотрите на него! Опять помятый, без носков, ужас! И даже не стыдится!
— Я утром в лужу наступил, — тихо пояснил Петя. — Пушинка промахнулась мимо лотка… А других носков я не нашёл.
— Таких Пушинок надо выбрасывать! — взвизгнула учительница.
За дверью Викина мама побелела. Она знала Петю — добрейший ребёнок. И пахнуть от него не пахло. Просто мальчик маленький, и всё. А маме его нужно работать, иначе не на что жить.
Она не выдержала, вошла в класс, встала перед Петей и влепила ошеломлённой учительнице пощёчину:
— Следите за словами! Уголовником вы его делаете!
Разбирательств не было. Но с тех пор Викина мама забирала дочь из школы вместе с Петей.
А когда мальчик подобрал второго котёнка, она, не раздумывая, сказала:
— Петь, ну вам с мамой пока одной Пушинки хватит, а нам с Викой как раз не хватает девочки!
Вот только оказалось — это был кот. И теперь в доме Вики появился ещё один замечательный усатый парень.