Возвращалась я домой после работы за границей. Дорога была долгой, и настроение не из лучших. Когда в купе вошла пожилая женщина с маленьким внуком, я почувствовала раздражение. В голове сразу всплыли картины: шумный ребёнок, капризы, требования игрушек и сладостей, нытьё из-за отсутствия интернета. У самой дома двое таких, и я уже заранее готовилась к непростому путешествию. Но то, что произошло, перевернуло мои представления о людях.
Женщина была старше меня лет на пятнадцать, ей явно было под семьдесят. Видно, что и дочь у неё была поздней, и внук тоже. Одеты они были чисто, но скромно, в одежду, которая явно побывала в употреблении. Я невольно удивилась: казалось, сейчас уже все могут себе позволить новую одежду.
Мальчик, как только сел на своё место, с энтузиазмом принялся рассматривать дешёвую раскраску. Бабушка достала из сумки простые карандаши, и он с увлечением начал рисовать. Женщина пошла за кипятком, а вернувшись, заварила овсянку.
– Олежек, поешь, пока горячее. Потом остынет, – ласково сказала она.
– Я не хочу, – недовольно ответил мальчик. – Хочу сосиску в тесте.
– Сосиску нельзя, – спокойно ответила бабушка. – Когда приедем, я испеку пирожков с мясом. А сейчас поешь овсянку, дорога долгая.
Я смотрела на эту сцену с удивлением. Вспомнила своих внуков: они бы и нос не повернули к овсянке, тем более без изюма или шоколада. Рисовать на бумаге? Нет, только планшеты или телефоны. И всё это я сама им покупаю.
Взгляд мальчика, полный любви и доверия к бабушке, заставил меня ощутить горечь. На меня так смотрят только тогда, когда я приезжаю с дорогими подарками. Но стоит сделать замечание, что в моём доме нельзя шуметь, как они тут же бегут к матерям жаловаться. А те их за руку и из дома. Потом неделями не появляются, пока я снова не привезу что-то дорогое.
Чувство какой-то безысходности нахлынуло на меня. Я, успешная женщина, которая может себе позволить многое, вдруг начала завидовать этой бабушке, у которой, казалось бы, ничего нет, но есть настоящее счастье.
Вышла из купе, чтобы успокоиться. Зашла в вагон-ресторан, купила сладостей и вернулась.
– Угощайтесь, я столько не съем, – предложила я. Мальчик, несмотря на строгий взгляд бабушки, тут же потянулся к сладостям.
Когда ребёнок уснул под стук колёс, женщина рассказала свою историю. Её единственная дочь была поздним ребёнком. Муж занимал хорошую должность, и девочка с детства получала всё, что хотела. Но выросла избалованной, связалась с плохой компанией, пропадала месяцами. Муж не выдержал и умер от инфаркта.
Однажды дочь пришла с ребёнком, оставила его и пропала.
– Олежеку скоро в школу. В саду закрывали глаза на отсутствие документов, но школа потребует больше. Я уже не знаю, где искать её мать, но Олежик – моя единственная радость. Главное, чтобы успеть довести его до выпускного, а там я буду спокойна, – сказала она, утирая слёзы.
Пока бабушка задремала, я написала записку «на адвоката», положила тысячу евро в её сумку и задумалась.
Глядя на мелькающие за окном пейзажи, я поймала себя на мысли: годы пролетели, но где же счастье? В 19 я вышла замуж, в 22 уже была матерью двоих. Муж гулял, а я старалась показать, что справлюсь сама. Всю жизнь вкладывалась в детей: квартиры, машины, деньги. А взамен – ни благодарности, ни тепла.
Когда у меня есть деньги, вокруг меня крутятся, но стоит их не стать, как я остаюсь одна. И снова еду за границу, чтобы заработать и купить их внимание. А ведь так хочется, чтобы кто-то из них сказал: «Мама, отдохни. Мы сами всё сделаем». Что теперь? Где найти ответы?