– Это ты, мама, во всём виновата! Зачем ты уговорила Людмилу поехать на заработки? Тебе что, денег было мало? А теперь ни денег, ни семьи, – жалуется мой сын Ярослав.
Моя невестка Людмила устроила такое, что даже сказать нечего. Вернулась из-за границы с кругленькой суммой денег и сразу отправилась к своей матери. Сыну заявила, что хочет разводиться.
Теперь он считает, что я виновата в том, что его семья распалась. Скорее всего, Людмила уже не вернётся к нему. Все заработанные деньги она вкладывает в дом своих родителей, и, как мне кажется, это не просто так – она не хочет делиться ими при разводе.
Может, я действительно виновата. Всё началось так. 23 года назад я уехала на заработки в Италию. Все заработанные деньги отправляла домой, а муж вкладывал их в наш дом.
Когда наш единственный сын женился, он привёл свою невесту в наш дом. Людмила мне сразу не понравилась. Внешне она красивая, но души в ней я не увидела, её меркантильность бросалась в глаза.
Сын её любил, а муж посоветовал не вмешиваться. Я подумала: «И правда, ведь мне с ней не жить. Я в Италии, а на те два-три недели отпуска как-нибудь переживу».
Муж вообще никогда ни во что не вмешивается – работа, дом, а потом запирается в своей комнате. Руководили всем сын и невестка. Они хорошо ладили между собой, и меня это устраивало.
Когда я привела дом в порядок, начала копить деньги. За четыре года купила квартиру. Тогда Людмила настояла, чтобы я оформила её на свою внучку. Я послушала их с сыном и сделала, как они хотели. Решила, что внучке квартира точно не помешает. А сама планировала вернуться жить к сыну и невестке.
Но на этом Людмила не остановилась. Её аппетиты росли, и она захотела, чтобы я переписала на них и дом, мол, они здесь уже 20 лет живут и не чувствуют себя хозяевами.
Тут я не выдержала и категорически отказалась.
– Хочешь дом, Людмила, поезжай на заработки и заработай, – сказала я ей в сердцах.
Откуда же мне было знать, что она действительно поедет? Сын был в панике, когда Людмила заявила, что едет в Италию. Но она отправилась не ко мне в Рим, а к своей подруге в Милан.
Через три года Людмила вернулась домой и с порога заявила, что будет разводиться с Ярославом. Сразу с чемоданами отправилась к своим родителям, даже не зашла в наш дом.
Сын пытался её вернуть, ездил к теще, просил, чтобы она повлияла на дочь, но Людмила была непреклонна. Говорила, что в Милане увидела другую жизнь и не хочет возвращаться к прежней.
Сын обвиняет меня во всём. Говорит, что если бы я тогда оформила дом на них, этого бы не случилось.
– Где я в 45 лет найду другую жену? Для тебя дом был важнее, чем счастье сына! – тяжело переживает Ярослав и продолжает упрекать меня.
Но при чём тут я? Вины своей я не чувствую. Кто знает, что она делала в Милане, что так быстро захотела развода? Я 23 года на заработках, но у меня и мысли не было о разводе. А она три года пожила и всё – решение приняла, захотела полностью изменить свою жизнь.
Муж звонит мне в Италию и тоже ругается. Говорит, что сын начал выпивать, особенно после того, как увидел, как быстро растёт дом у тёщи и тестя. Это ясно даёт понять, что Людмила вкладывается в дом родителей и возвращаться к Ярославу не собирается. А он не знает, как жить без неё.
Вот такая невесёлая история. Все считают меня виноватой в том, что семья сына распалась. Но в чём моя вина? В том, что я поставила невестку на место, когда она захотела заполучить мой дом?
Дом бы всё равно достался сыну, ведь он у меня один. Но я не хотела оформлять его заранее, чтобы не остаться на старости лет на улице. Хотела себя обезопасить, а оказалась виноватой.
Как вы думаете, я что-то сделала не так?