– Мама, я женюсь! – с радостью сообщил сын.
– Я рада, – без особого энтузиазма ответила София Павловна.
– Мама, ну ты чего? – удивился Виктор.
– Ничего… Где жить планируете? – спросила мать, прищурившись.
– Здесь. Ты же не против? – ответил сын. – Квартира трёхкомнатная, неужели не поместимся?
– А у меня есть выбор? – с ноткой сарказма спросила мать.
– Ну не снимать же квартиру? – нахмурился Виктор.
– Понятно, выбора у меня нет, – обречённо сказала София Павловна.
– Мама, ну сейчас такие цены на аренду жилья, что на еду не останется, – сказал Виктор. – Мы не навсегда, будем работать и копить на собственную квартиру. Так быстрее получится.
София Павловна пожала плечами.
– Надеюсь… – вздохнула она. – Значит так, въезжаете, живёте сколько нужно, но у меня две условия: коммуналку делим на троих, и я не буду выполнять роль домработницы.
– Хорошо, мама, как скажешь, – сразу согласился Виктор.
Молодые сыграли скромную свадьбу и стали жить втроём: София Павловна, Виктор и его жена Ирина.
С первого дня совместного проживания София Павловна начала неожиданно находить себе дела. Молодые возвращались с работы, а дома не прибрано, кастрюли пустые — всё так, как они оставили утром.
– Мама, а ты где была? – удивлялся вечером Виктор.
– Понимаешь, Витя, позвали меня в Дом культуры петь в хоре. Голос у меня, сам знаешь, хороший, – отвечала София Павловна.
– Да? – удивился сын.
– Конечно! Ты просто забыл. Там такие же пенсионеры, как я. Мы вместе поём, весело проводим время. Завтра тоже пойду! – с энтузиазмом добавила она.
– А завтра что, опять хор? – уточнил Виктор.
– Нет, завтра литературный вечер, стихи будем читать. Ты же знаешь, как я это люблю, – ответила мать.
– Правда? – снова удивился сын.
– Конечно! Я ж тебе говорила. Ты совсем не внимателен к своей матери! – укоризненно сказала София Павловна.
Ирина молча наблюдала за разговором, ничего не говоря.
София Павловна словно обрела второе дыхание.
Она стала посещать различные кружки для пенсионеров, гулять, принимать у себя новых подруг. Часто они занимали кухню до позднего вечера, пили чай и ели печенье, купленное по дороге. Иногда София Павловна настолько увлекалась сериалами, что не замечала, как молодые приходили с работы.
Домашними делами свекровь принципиально не занималась. Все заботы легли на плечи Ирины и Виктора. Сначала они молчали, затем Ирина стала бросать косые взгляды, а позже они начали шептаться и вздыхать. София Павловна игнорировала эти мелочи, наслаждаясь своей активной жизнью.
Однажды она вернулась домой очень довольной.
– Дорогие дети, поздравьте меня! Я познакомилась с замечательным мужчиной, завтра мы едем с ним в санаторий! Правда, хорошие новости?
– Правда, – согласились в один голос Виктор и Ирина.
– У вас всё серьёзно? – осторожно спросил сын.
– Пока не знаю, но надеюсь, что после поездки станет понятнее, – ответила София Павловна, налила себе супа и с аппетитом съела.
После поездки София Павловна вернулась разочарованной. Она сказала, что Алексей оказался не её уровня, но тут же добавила, что всё у неё впереди. Её активная жизнь продолжилась.
В один из дней Ирина не выдержала.
– София Павловна! А вы не могли бы заняться домашними делами? В квартире беспорядок! Холодильник пустой! Почему мы должны всё делать сами, а вы ничего? – раздражённо сказала она.
– А что это мы такие злые? – удивилась свекровь. – А если бы вы жили одни, кто бы за вами всё делал?
– Но вы же с нами! – возразила Ирина.
– А я вам тут не домработница. Я своё отработала! Сразу сказала, что этим заниматься не буду. Если что-то не нравится, можно жить отдельно! – твёрдо ответила София Павловна и ушла в свою комнату.
Наутро, напевая себе под нос песенку, она надела красивую блузку, накрасила губы яркой помадой и отправилась в Дом культуры, где её ждал хор.