Когда я впервые уехала на заработки, дочке было всего 14 лет. До сих пор помню её заплаканные глаза, когда я обещала вернуться с деньгами, чтобы обеспечить ей лучшее будущее.
Никогда не забуду ночи, проведённые на чужбине, когда до крови натирала руки, но твёрдо знала: всё это ради неё. Годы спустя я смогла купить Софии квартиру во Львове в современном жилом комплексе. Помогла с ремонтом, полностью оплатив его до последней копейки.
Квартира получилась шикарной: просторная кухня-студия, панорамные окна с видом на центр города, современная мебель, тёплый пол. Площадь – более 120 квадратных метров. Я специально выбрала светлые тона, зная, как София любит простор и свет. Даже когда у неё появился муж, я не жалела, что отдала им лучшее. Привозила из Италии мебель, посуду, люстры. Всё должно было быть идеальным. Купила робот-пылесос, посудомоечную машину, холодильник за 60 тысяч гривен. Я хотела, чтобы у них было всё.
В этом году я решила, что хватит ездить туда-сюда. На праздники вернулась домой с важной новостью: я собрала деньги на квартиру в соседнем доме. Она буквально через дорогу от квартиры Софии. Цена адекватная, с ремонтом, готовая для жизни. Я уже представляла, как буду рядом, помогать с внуками.
За ужином я поделилась своими планами, но реакция Софии и её мужа Игоря оказалась неожиданной.
— Мама, мы так привыкли, что ты на расстоянии, — начала София, отводя взгляд.
— Но ведь я буду рядом! Кто-то же должен помогать с внуками. Разве плохо, что я хочу быть ближе к вам? — удивилась я.
— Знаешь, мама, — вмешался Игорь, — мы привыкли к своей семье. Соседи, свои правила… Новые люди – это всегда стресс.
— Стресс?! — не выдержала я. — Я делала всё для вас! Ради вас отказалась от многого, чтобы у вас была эта квартира. Вы понимаете, как тяжело мне это далось? А теперь, когда я хочу просто быть рядом, вы говорите о стрессе?
София начала раздражаться:
— Мама, зачем тебе квартира во Львове? Купи дом в селе. Там свежий воздух, тишина, тебе будет лучше.
— В селе? После всего, что я пережила? Я больше лет провела в Италии, чем дома! Теперь, когда хочу быть рядом с вами, вы меня отправляете в какое-то село?
— Мама, не надо драматизировать. Просто… это неудобно. На какие деньги ты будешь жить здесь? Может, ещё годик-другой поработаешь в Италии? — произнесла дочь.
Я почувствовала, как сердце похолодело. Встала из-за стола, посмотрела на них.
— А было ли удобно мне, когда я ночами работала? Когда считала каждую копейку, чтобы отправить деньги на ваш университет? Теперь вы говорите, что я лишняя?
Игорь хотел что-то сказать, но я перебила:
— Молчи. Я своим трудом заработала право быть рядом с внуками в старости. Если вы этого не понимаете, я всё равно сделаю, как посчитаю нужным.
Я вышла на балкон, чтобы немного остыть, но из-за двери донеслись их голоса.
— Что она обижается? Мы же правду сказали, — говорил Игорь.
— Может, надо было мягче. Но, честно, не хочу, чтобы она жила рядом, — ответила София.
Этой ночью я не могла уснуть. Смотрела на эту идеальную квартиру, созданную моими руками, и думала: может, они правы? Может, я действительно лишняя?
Но в сердце всё больше росло чувство, что я стала им чужой. И эта мысль причиняла боль, какой я никогда раньше не испытывала…