Бездомный

У кассы супермаркета выстроилась длинная очередь. У многих покупателей тележки были переполнены, ведь все готовились к встрече Нового года, закупая продукты в большом количестве.

Стройная девушка в светлой шубке встала с своей тележкой в конец очереди и приготовилась ждать. Других вариантов не было, потому что у остальных касс ситуация была аналогичной. 30 декабря — время, когда закупаются все, кто откладывал покупки до последнего. Они опустошали полки с популярными новогодними товарами, ворчали и нервничали. Несмотря на предновогоднее настроение, многие люди становились раздражёнными в магазинах. Все торопятся домой, всем нужно поспешить.

Девушка в светлой шубке стояла спокойно, а её тележка была почти пуста. Новый год она собиралась встречать вдвоём с мужем, и много продуктов им не нужно. Конечно, они планировали встретиться с друзьями, и приглашения продолжали поступать, но сейчас не было подходящего времени для веселья.

Два месяца назад Алисой полностью осиротела. Её мать ушла. Возможно, знакомые говорили, что это не было большим потрясением, ведь женщина долго болела, и Алиса должна была подготовиться к её уходу. Но как можно быть готовым к такому? Это невозможно!

Алиса, всегда любившая предновогоднюю суету, никак не могла собраться. Не могла принять тот факт, что её мама ушла. Не нужно больше было спешить к ней по вечерам и звонить каждый день, узнавая о её состоянии.

Мама пыталась скрыть, что ей становилось хуже. Она хотела дотянуть до Нового года, чтобы не омрачать любимый праздник дочери, но, видимо, уже чувствовала, что не выдержит. За несколько дней до смерти она передала дочери фамильное кольцо, которое хранилось в их семье несколько поколений. Это было массивное золотое кольцо с большим камнем, казавшееся ценным. Но для Алисы и её матери оно было гораздо более важным — это была их семейная реликвия. Память, связанная с трогательной историей о прабабушке, расстрелянной в смутные революционные времена.

Когда мать передавала кольцо, она едва дышала.

— Дай мне руку, дочка, — слабым голосом произнесла она, протягивая свою иссохшую, бледную ладонь.

Когда Алиса протянула руку, мать надела кольцо на её палец.

— Хочу, чтобы ты его носила, — едва слышно сказала она. — Мы передавали его друг другу, всегда хранили. А я хочу, чтобы ты носила его, как память о всех женщинах в нашей семье. Ты потом передашь его своей дочери.

И Алиса носила. Кольцо оставалось с ней, когда она ховала свою мать, и было с ней до сих пор. Хотя кольцо было явно слишком велико для её пальца, оно часто спадало. Муж несколько раз предлагал съездить в ювелирную мастерскую, чтобы уменьшить кольцо, и Алиса сама знала, что это нужно сделать. Но как-то не доходили руки. Она решила, что после новогодних праздников обязательно займётся этим.

— Дорогая, чего стоим? Не задерживай очередь!

Алиса вздрогнула от резкого окрика и поняла, что давно подошла к кассе, а она всё ещё разглядывала кольцо, вспоминая мать. Девушка сразу покраснела, спешно начала выкладывать свои покупки на ленту, почувствовав неудобство.

В её тележке было совсем немного товаров — не больше половины пакета. Она быстро донесла их до своей машины, припаркованной в самом дальнем углу парковки. Маленькую компактную иномарку подарил ей муж на последний день рождения. Алиса ещё не совсем уверенно чувствовала себя за рулём, поэтому всегда парковалась там, где было удобно выезжать. Так же она поступала и возле своего дома: никогда не заезжала во двор девятиэтажки, где они жили с мужем, а оставляла машину с другой стороны. Жители дома не любили парковаться в этом месте, потому что до подъезда было далеко идти. Но Алисой прогулки не беспокоили. Главное — здесь всегда было свободное место, и можно было подойти или уехать в любой момент.

Она взяла пакет с продуктами с заднего сиденья, поставила машину на сигнализацию и быстро пошла обходить дом. За углом она заметила согнутую фигуру бездомного. На первом этаже была небольшая продуктовая лавка, и бездомный выбрал место рядом с ней. Он сидел на холодных ступенях, немного в стороне, чтобы не мешать покупателям, и опустил голову. Рядом с ним всегда стояла картонная коробка. Иногда в неё попадали монетки, которые добрые люди клали ему на помощь, но сегодня коробка была пуста.

Алиса не могла пройти мимо. Ей было искренне жаль этого человека. Он, казалось, не очень стар — выглядел не старше шестидесяти, но лицо у него было землистым, подавленным. Возможно, он пил, но Алиса никогда не видела его пьяным и не слышала его голоса. Он всегда сидел с опущенной головой, словно стыдился своей бедности.

Руки у Алисы были заняты, но она не могла пройти мимо бездомного. Все вокруг готовятся к празднику, а он сидит один, на холоде, с пустой коробочкой.

Девушка повесила пакет с продуктами на запястье и начала с трудом открывать свою маленькую сумочку. Она не стала доставать кошелёк, просто приоткрыла его, нащупала первую попавшуюся купюру и вытащила её. Это была пятивсотенная банкнота. Конечно, много.

«Ну и ладно», — подумала она. «Я не обеднею, а он, может, сможет купить себе что-то вкусное на Новый год».

Неудобно наклоняться с пакетом, но Алиса все же положила деньги в коробку и побежала, краем глаза заметив, как бездомный благодарно кивает.

Когда она пришла домой, мужа ещё не было. Он приехал сразу за ней, и она даже не успела разобрать пакет с продуктами. Муж начал ругать её:

— Почему ты одна в супермаркет поехала? Я же тебе говорил, давай вместе пойдём. Видишь, я даже с работы раньше ушёл. Могли бы завтра утром сходить. Теперь я несколько дней отдыхаю.

— Ну вот и будем отдыхать, — кивнула Алиса. — Олеже, мне не трудно. Я не много купила, ты ведь видишь. Зато теперь нам никуда не нужно ехать.

Алиса поставила пакет на кухонный стол и начала раскладывать покупки. Вдруг она резко вскрикнула:

— О, Боже, кольцо! Олеже, я потеряла кольцо!

Девушка в ужасе смотрела на свою пустую руку и бледнела на глазах.

Олегу хотелось сказать жене, что он её предупреждал, но он прикусил язык. Сейчас не время упрекать Алису, она и так расстроена. Олег прекрасно знал, что эта каблучка для неё значит.

— Подожди, не начинай нервничать, — спокойно сказал муж. — Алиса, вспомни, когда ты последний раз её видела? Когда точно она была на твоём пальце?

— В супермаркете, когда стояла у кассы, — едва не плача, сказала девушка. — Да, меня торопили, и я начала быстро выкладывать товары. Может быть, тогда, а может, когда я несла пакет к машине. Помню, как ручка пакета зацепилась за молнию сумочки, и я её потянула. Может, в тот момент. Олежа, я не помню! Я могла её потерять в любой момент.

— Только не плачь. Мы с тобой постараемся её найти. Поехали в супермаркет, спросим у продавщицы на кассе, может, она заметила. Поехали, Алис.

Девушка бросила пакет, поспешно схватила свою шубку из прихожей. Потеря каблучки казалась ей настоящей трагедией. Это ведь как предательство — предательство матери, бабушки, прабабушки, всех! Они хранили кольцо десятилетиями, а она не смогла удержать его и трёх недель.

Алисе не нужно было бежать к машине. Они поехали на машине мужа, который припарковался совсем рядом с подъездом. Выезжая из двора, Алиса не обратила внимания, что бездомного уже нет на его обычном месте. Девушке было не до этого, её мысли были далеко, вместе с потерянным кольцом!

Если бы она только знала, что её фамильная каблучка сейчас лежит в грязной, потрёпанной руке того самого бездомного по имени Иван.

Иван Сергеевич Алексеев не всегда был таким брудным и бездомным. Когда-то крепкий мужчина работал вахтовым методом и зарабатывал неплохо. Его единственной ошибкой было неправильное решение, сделанное в отношении жены. Красивая и умная Тамара всегда делала вид, что ждёт его с вахты, а он верил. Любил, поэтому и верил.

Иван очень хотел детей, но Тамара отказывалась рожать. Она предпочитала комфортную жизнь для собственного удовольствия. И, как выяснилось, вовсе не с Иваном. У неё был другой мужчина, с которым они и задумали обмануть Ивана.

Муж отдавал Тамаре все деньги, которые зарабатывал вахтовым методом. Однажды она сказала, что они могут купить квартиру побольше. Для этого нужно было продать свою двушку и, вложив накопленные средства, приобрести просторную трёхкомнатную. Иван не совсем понимал, зачем им большая квартира, если их двое, и Тамара не собирается заводить детей. Но согласился с женой. Квартиру продали, и Тамара исчезла вместе с деньгами. Со всеми деньгами — и от продажи квартиры, и с сбережениями. Она оставила ему лишь записку, в которой просила прощения за то, что полюбила другого. А он, как последний дурак, вместо того чтобы обратиться в полицию, стал пить от горя. Пропил всё, что оставалось, по пьяни потерял документы. Так и стал бездомным.

Стыдно, невероятно стыдно было просить милостыню возле магазина, но иначе не выжить — нужно было как-то добывать еду. Иван уже не пил. Ему это не нужно было, да и денег на это не было. На хлеб с дешёвыми сосисками мог бы собрать, и место для ночлега найти. Это было всё, что беспокоило Ивана.

Последние недели он сидел у одного и того же магазина. Здесь было тихо, полиция не гоняла, а жители не проявляли агрессии. Стройную девушку в светлой шубке Иван уже узнал, даже знал, в каком она подъезде живёт. Он радовался, когда она появлялась. Девушка никогда не проходила мимо, но сегодня она была особенно щедрой. Целых 500 гривен положила в коробку, видно, настроилась на праздники.

Иван обрадовался, хотел спрятать деньги в карман, и тут заметил, что в коробке, кроме денег, есть ещё что-то. Вот что звякнуло, когда девушка бросила купюру! Каблучка слетела с её пальца. Широкая, тяжёлая, с большим камнем. Иван особо не разбирался в драгоценных металлах, но тут и без знания было понятно: кольцо дорогое.

Когда Иван вытащил кольцо из коробки, девушка ещё не успела дойти до подъезда. Он мог бы крикнуть, остановить её, вернуть потерю. Но Иван замер, глядя на кольцо в своей руке. Это кольцо могло подарить ему что-то лучшее, чем дешёвая еда. Может, даже тёплую постель на ночь, по которой он так соскучился.

Не прошло и полчаса, как бездомный стоял в ломбарде и с удивлением смотрел на пятитысячную купюру, которую без всяких колебаний положил на прилавок внимательный оценщик в очках.

— Чего смотришь? Думаешь, мало? — ехидно улыбнулся оценщик. — Но я ведь не спрашиваю, откуда у тебя это кольцо. Так что бери, что дают.

Иван оторвал взгляд от денег и тяжело посмотрел на полноватого оценщика. Если тот так легко выложил пять тысяч, даже не посмотрев на кольцо, сколько же оно может стоить на самом деле? Как сейчас расстраивается та девушка, которая его потеряла? А она ведь просто хотела помочь бездомному. И вот его благодарность!

Мужчина почувствовал, как внутри него происходит тяжёлая борьба совести и желания хотя бы немного согреться, почувствовать себя человеком. Даже эти пять тысяч означали кровать в хостеле на несколько ночей, нормальную еду. Завтра 31 декабря. С деньгами Ваня сможет купить салат в кулинарии, настоящую котлету. И не придётся искать открытые подвалы для ночлега. Он сможет поспать на настоящей кровати, не дрожа от холода.

Такие мысли вертелись в голове бездомного, а в его кармане лежала пятисотка, которую дала ему девушка. Очень трудно оставаться человеком в таких условиях!

Оценщик вздрогнул, его очки съехали на нос, когда бездомный резко схватил кольцо с прилавка и, тяжело ступая в огромных грязных валенках, которые, видимо, вытащил из какого-то мусорного бака, направился к выходу.

— Стой, ты что? Куда пошёл? — нервно спросил оценщик. — Ладно, подожди, я дам ещё столько же. Ещё пять тысяч, слышишь?

Иван ускорил шаг. Нужно было как можно быстрее выйти на улицу, чтобы не слышать, сколько денег ему предлагают, чтобы не было искушения. Нельзя так поступать с человеком, который отнесся к тебе с добротой. Даже живя в нечеловеческих условиях, нужно уметь оставаться человеком!

Возвращаясь домой после безуспешных поисков кольца, Алиса плакала, а муж пытался её успокоить.

— Ну не переживай, может, оно ещё найдётся. Напишем объявление, предложим вознаграждение, — Олег успокаивал жену, сам не веря в свои слова.

После долгих поисков места для парковки во дворе, муж поставил машину, и они с Алиской мрачно направились к подъезду. У дверей стояла какая-то тёмная фигура в огромной грязной куртке и старых валенках. Алиса подошла к дверям, вытирая слёзы и не обращая внимания на окружающих. Но вдруг фигура преградила ей путь, оказавшись знакомым девушке бездомным.

— Вот, это ваше. Вы сегодня уронили в мою коробку, — хрипло сказал мужчина, раскрывая свою грязную ладонь.

На ладони блеснуло кольцо. Алиса вскрикнула.

— Боже, Олежа, это оно! Это моё кольцо. Не может быть. Спасибо, спасибо вам!

Алиса, не обращая внимания на неприятный запах, который исходил от бездомного, бросилась его обнимать, а её ошеломлённый муж не мог поверить своим глазам. Он был реалистом и не мог понять, как такой человек мог вернуть кольцо. Наверняка рассчитывает на вознаграждение. Олег достал деньги из кармана, хотел отдать их мужчине, когда Алиса вдруг перестала его обнимать. Но бездомный неожиданно убрал руки за спину.

— Не надо, я же не за это. Мне ничего не нужно.

Так, держа руки за спиной, мужчина сначала отошёл назад, а затем начал быстро уходить. Но Алиса не могла позволить ему уйти.

— Подождите, — крикнула она, — а вам есть где переночевать? У нас есть пустая квартира, квартира моей мамы. Вы можете пожить там какое-то время.

На следующее утро, 31 декабря, Иван Сергеевич Алексеев не мог поверить своему счастью, находясь в тепле и в чистой одежде.

Он помылся, спал на мягком диване. А ещё тут был телевизор! Новый год Иван встретит, смотря телевизионные передачи, как в нормальной жизни. Алиса с мужем привезли его сюда вчера вечером, а сегодня днём привезли салат, колбасу и даже горячее. Алиса сказала:

— Иване Сергеевичу, я всю ночь думала, как вам помочь. У меня есть подруга, она известный блогер. У неё больше миллиона подписчиков. Я хочу сфотографировать вас и разместить вашу историю в её блоге. Попросим людей помочь, кто чем сможет. Ведь мир не без добрых людей. Вы сами это вчера доказали.

Иван, конечно, смущался, когда Алиса его фотографировала, но не отказывался. Пусть выкладывает куда хочет. Вряд ли это даст какой-то результат, но мужчина давно махнул рукой на свою жизнь. Так что почему бы и нет, пусть попробует.

Подруга Алисы загорелась идеей опубликовать пост о Иване Алексееве. Она рассказала в нём, как бездомный вернул кольцо и в каком трудном положении он оказался. Добавила номер карты Алисы, чтобы те, кто захочет помочь, могли перевести деньги.

Пост был опубликован 1 января, но ни Алиса, ни её подруга-блогер не ожидали больших пожертвований.

Но люди откликнулись! Они делились постом, писали комментарии. Телефон Алисы не переставал вибрировать от уведомлений о поступивших деньгах. Уже 2 января стало ясно, что если так продолжится хотя бы несколько дней, Алиса соберёт значительную сумму. Может, даже хватит на покупку жилья для Ивана.

3 января поступило особенно большое пожертвование от анонимного благотворителя, а 4 января случилось нечто совершенно неожиданное. В комментариях к посту откликнулась женщина, которая узнала в Иване своего давно потерянного брата. Много лет назад она с мужем эмигрировала за границу, и связь с братом была утеряна. Женщина попросила контакт Ивана, она хотела помочь и собиралась приехать, чтобы восстановить его документы.

Тогда Алиса поняла, что Иван Сергеевич Алексеев больше никогда не будет жить на улице, и всё у него наладится!

Этот человек когда-то потерял абсолютно всё, но не потерял главное — совесть и благородство. А за это всё вернётся сторицей!

Оцените статью
Апельсинка
Добавить комментарии