Большой подвижный серый кот недовольно ворчал на служебную овчарку по кличке Бони, наблюдая, как она снова уткнулась носом в землю.
– Ну что ты всё роешься в этой почве? – возмущался он. – Ты же голову не поднимаешь! Как можно жить, если дальше собственного носа ничего не замечаешь?
– Сам ты глупый, – огрызалась овчарка. – Кто тебя вообще спрашивает? Нас так учили, значит, так и правильно.
Кот не унимался:
– Учили… я видел этих ваших «учителей». Один руководит, остальные слепо повторяют. Сплошная нелепость.
Хозяин Бони действительно работал в особом оперативном подразделении полиции, где приходилось брать преступников по горячим следам. Беглецы нередко пытались запутать дорожку, и тогда в дело вступал кинолог вместе с овчаркой… а ещё – кот.
Котенком он рос на учебном полигоне, куда его приносил хозяин Бони. Есть такие люди: и собак любят, и кошек не обходят вниманием. Добрые сердца – побольше бы таких.
Так вот.
Серый кот, привыкший общаться с овчарками с раннего детства, вовсе не пугался больших собак и даже относился к ним… ну, скажем мягко – как к существам не очень догадливым.
В отличие от псов, он не пытался методично вынюхивать след. Сначала, как и собаки, находил отправную точку, но затем поднимал мордочку вверх и стремительно мчался вперёд. Казалось, он просто видел всю траекторию беглецов, словно перед ним была развёрнутая карта их маршрута. Он летел, перескакивая кусты, ограждения, заборы…
Первый раз это вышло чистой случайностью. Но когда хозяин заметил, как кот реагирует на следы, он стал тайком брать его на операции. Для перевозки ему сделали специальную переноску, которую можно было спрятать под сиденья машины и вытаскивать только тогда, когда начальство не наблюдало.
Коллеги сперва хохотали, подшучивали над хозяином, называли его странным. Но командир, внимательно оценив ситуацию и убедившись, что кот, возомнивший себя псом-следопытом, действительно помогает, быстро пресёк насмешки.
Тем более что Буся экономил отделу уйму времени. Группа мчалась за ним во весь опор и почти всегда успевала настигнуть подозреваемых. А позже появлялся хозяин с Бони, которая всё ещё методично рылась носом по асфальту, и…
Кот, усевшись среди задержанных, держал спину прямо и смотрел на преступников сверху вниз с видом абсолютного превосходства.
Постепенно сотрудники прониклись к Бусе уважением и доверием. Он стал для всех полноправным членом группы захвата.
Командир приходил в ярость, когда на место операции приезжало начальство. Он кричал, требовал держаться подальше и не путаться под ногами, а затем подходил к хозяину Бони и кота, шёпотом подгонял:
– Ну? Чего стоим? Выпускай Бусю! Иначе упустим.
Бони это всё терпеть не могла. Её раздражало самодовольное существо, выросшее рядом и считающее себя равным собаке с наградами и отличиями за задержания. Нет, она не завидовала, но где справедливость?
И вот однажды командир решил восстановить равновесие. Он собрал весь коллектив на дружеское застолье, пригласил хозяина Бони и попросил привести и кота Бусю, заранее надев на него ошейник.
Буся возмущался всю дорогу. Шипел, ругался, едва не плевался от негодования:
– Это что ещё за безобразие?! Как можно сравнивать меня с собакой? На благородного кота нацепили ошейник! Позор!
Бони хохотала и ворчала в ответ:
– Каких таких благородных кровей? Уличных королевских высочеств, что ли? Забыл, где хозяин тебя подобрал?
– И что? – возмущался кот. – Может, я вообще потерянный царский сын! Может, мой отец ищет меня и слёзы льёт по ночам…
Овчарка смеялась над его фантазиями, но…

Когда они приехали в квартиру одного из сослуживцев, где как раз собирался весь отряд на дружеское застолье, командир поднялся, усадил кота прямо в центре стола, чем привёл того в нескрываемое восторжение, и произнёс речь.
Он сказал:
– Я давно хотел вам всем напомнить, что именно этот самый кот — главная причина того, что мы настолько эффективно работаем. Благодаря его смекалке мы успеваем туда, куда другие даже не добегают. Благодаря ему нас считают лучшими, и мы получаем награды и премии. Поэтому…
Командир осмотрел собравшихся, сделал паузу и продолжил:
– Я считаю невероятной несправедливостью тот факт, что единственный, кто у нас до сих пор без награды, – это он. Поэтому мы всей командой сложились и заказали ему медаль. Настоящую. Золотую!
Он открыл изящную бархатную коробочку и достал тонкую, крупную золотую медаль с изображением кота и надписью вокруг:
«С БЛАГОДАРНОСТЬЮ И УВАЖЕНИЕМ ОТ СОСЛУЖИВЦЕВ»
Под дружные аплодисменты коллег командир прикрепил награду к ошейнику Буси и торжественно пожал ему правую лапу.
Кот глянул на блестящий золотой кругляш на своём ошейнике и будто сразу вытянулся повыше. Он посмотрел на стоявшую внизу Боню и самодовольно заявил:
– Ну что я тебе говорил? Я — самый умный. И, между прочим, происхождение у меня царское.
Боня отвернулась. Награда была честно заслужена, и возразить тут было нечего. Как бы она ни сердилась, противного кота приходилось признать — он действительно достойно заработал эту медаль.
– Поздравляю! – бодро гавкнула она. – Так держать!
Праздник продолжился. Сослуживцы по очереди хлопали хозяина по плечу, хвалили его за отличную работу с питомцами, поднимали тосты за Боню и Бусю.
Так шла их служба ещё несколько лет — до того дня, когда оперативная группа попала в засаду. Преступники, прознав, что их преследует необычайный кот, от которого почти невозможно скрыться, решили подготовиться заранее.
И пока оперативники, привыкшие к бегству подозреваемых, внезапно угодили под шквальный огонь и вынуждены были упасть на землю и отстреливаться, ситуация резко осложнилась.
В этот момент, как всегда чуть позже всех, подъехал хозяин Бони вместе с собакой. Овчарка мгновенно оценила происходящее, метнулась вперёд и своим телом прикрыла хозяина от шквала пуль.
Тяжело раненного пса вытащили с поля боя, оперативно подогнав автомобиль. Хозяин и кот помчались к знакомому ветеринару, который тоже служил в полиции. В Боню попало три пули. Их извлекли, но шансов почти не оставалось.
И вдруг вредный, строптивый кот понял, что не желает терять эту «глупую собаку», которая, как оказалось, была самым близким ему существом.
Он лёг на неё, распластавшись по её груди, и категорически не позволял себя оттащить. На попытку хозяина и ветеринара отодвинуть его – зашипел, ударил лапами и поцарапал обоих.
– Пусть остаётся, – сказал ветеринар хозяину. – Раз уж так… пусть попрощается.
Всю ночь хозяин сидел у лежавшей под капельницей Бони. Он заснул прямо на стуле. А на собаке, грея её своим телом, лежал большой, вредный кот Буся.
А утром…
Утром Боня распахнула глаза, огляделась и, увидев кота, хрипло сказала:
– Слезь с меня. Ты тяжёлый и пахнешь плохо.
Буся тихонько лизнул её в нос, после чего сел рядом. Когда пришёл ветеринар и разбудил хозяина, оба были ошеломлены. Никто не мог объяснить, как раненая собака выжила. Но это уже не имело значения.
Спустя неделю, когда раны слегка затянулись, хозяин забрал домой и Боню, и Бусю.
Вся команда приехала навестить восстановившуюся героиню, выразить уважение и поздравить. Разумеется, и коту достались комплименты — хоть и чуточку.
Боню официально вывели из службы с почестями и передали хозяину как домашнего любимца. Теперь Боня и Буся живут вместе, встречают хозяина с работы и обсуждают — каждый по-своему — профессиональные темы, которыми постороннему человеку не разобраться.
Спорят о том, кто всё же использует правильный метод преследования преступников. Буся теперь постоянно носит ошейник с медалью и разбрасывает по квартире солнечные блики, раскачивая золотой кругляш в свете.
– Мы, представители королевских кровей, – заявляет он, высоко задирая нос, – отличаемся умом и находчивостью!
После чего смотрит на Боню сверху вниз, как на простушку.
Овчарка встаёт, подходит к самодовольному коту и лижет его в нос.
– Фу! – вопит тот. – Какая мерзость!
Боня толкает его боком, и они несутся по квартире, переворачивая всё на своём пути.
Им никогда не бывает скучно. Они по-настоящему привязаны друг к другу. Поэтому, когда хозяин возвращается со службы, дома царит идеальный порядок… ну, если под порядком понимать хаос из раскиданных вещей и следов от погони по дому.
Вот такая история — о коте-следопыте, уверенном в своём благородном происхождении, и верной служебной овчарке по имени Бони.






